В МКОУ Безлюднинская основная школа с 2018-2019 учебного года реализуется основная образовательная программа начального общего образования (переработанная) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Образовательная программа разработана педагогическим коллективом, принята решением педагогическим советом, согласована с общественным советом и утверждена приказом директора. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на:
- формирование общей культуры обучающихся духовно-нравственной, социальной, личностной и интеллектуальной;
- развитие и создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
-развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основные компоненты образовательной программы создают условия для повышения мотивации в учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способ достижения социально желаемого результата, личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развития личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного, успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Безлюднинская основная школа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Образовательная программа разработана с учётом рекомендаций «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012.
Основными принципами формирования основной образовательной программы начального общего образования являются:
- принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка;
- принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями;
- принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности в повседневной жизни;
- принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников: использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка; каждый ребёнок получает возможность усвоить (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные обучающиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым);
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Цели основной образовательной программы начального общего образования:
- обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. Общая характеристика основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя три основных раздела:
I. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел:
-пояснительная записка;
-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
II. Содержательный раздел: определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Содержательный раздел:
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;
-программы отдельных учебных предметов, курсов;
-программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;
-программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-программа коррекционной работы;
III. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности, календарный учебный график;
-система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка - с более раннего возраста. Для реализации основной образовательной программы начального общего образования определяется нормативный срок - 4 года (6,5 - 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Основная образовательная программа начального общего образования направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО:
- достижение личностных результатов обучающихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей;
- достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ- компетентности»);
- достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.